Глава 9. Уплата, сбор и возврат налогов
Статья 87. Формы и сроки
уплаты налогов, штрафов и процентов
1. Если настоящей статьей не установлен иной
порядок, налоги, штрафы, проценты и иные обязательные платежи, принятые на
основании настоящего Кодекса, подлежат уплате перечислением в сроки, указанные
в настоящем Кодексе и других нормативных актах по налогам.
2. Земельный налог с физических лиц и налог
на недвижимое имущество физических лиц могут взиматься в наличной форме уполномоченным
должностным лицом налогового органа и не вправе проводить последующую налоговую
проверку у этих налогоплательщиков в отношении данных налогов. При этом
специально уполномоченное для сбора этих налогов должностное лицо и должностное
лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, не могут явиться к
налогоплательщику одновременно в один и тот же день.
3. При взимании земельного
налога с физических лиц и налога на недвижимое имущество с физических лиц в
наличной форме в двух идентичных экземплярах заполняется документ строгой
отчетности об уплате налога, форму которого устанавливает уполномоченный
государственный орган по согласованию с Министерством финансов Республики
Таджикистан. Этот документ должен быть подписан специально уполномоченным для
сбора этих налогов должностным лицом налогового органа и налогоплательщиком.
Один экземпляр заполненного и подписанного документа в момент сбора налогов,
указанных в части 2 настоящей статьи, передается налогоплательщику. (Закон №193 от 28.07.06г.)
Статья 88. Место уплаты налогов в бюджеты, в которые
зачисляются налоги
1. Налоги, штрафы и проценты подлежат уплате:
1) в месте, указанном в уведомлении о начислении
налога и требовании об уплате налога; или
2) если уведомление о начислении налога не требуется,
в месте, указанном в соответствующем акте налогового законодательства; или
3) если место не указано в соответствующем акте
налогового законодательства, по месту жительства налогоплательщика -
физического лица или по месту управления налогоплательщика - юридического лица.
2. Если иное не установлено законодательством,
независимо от региона экономической деятельности налогоплательщика в Республике
Таджикистан, налоги, штрафы и проценты подлежат зачислению в республиканский
бюджет и соответствующие местные бюджеты в соответствии с бюджетным
законодательством Республики Таджикистан.
Независимо от положений
абзаца первого настоящей части, подоходный налог и социальный налог в отношении
физических лиц, работающих на обособленных подразделениях юридических лиц, и в
отношении физических лиц, работающих по найму на стационарных рабочих местах,
созданных индивидуальными предпринимателями, осуществляющими
предпринимательскую деятельность на основе свидетельства о регистрации в
качестве индивидуального предпринимателя, подлежат оплате в бюджет по месту
нахождения обособленных подразделений (стационарных рабочих мест) с учетом
распределения сумм этих налогов между республиканским и местными бюджетами в
соответствии с бюджетным законодательством Республики Таджикистан. (Закон №376 от 20.03.08г.)
3. Уточнение реквизитов (банковских и казначейских счетов), на которые следует
производить уплату того или иного налога, штрафов и процентов, в тот или иной
бюджет, производится ежегодно налогоплательщиком в налоговом органе, где он
состоит на регистрационном учете.
Статья 89. Зачет или возврат излишне уплаченных сумм
налога
1. Если уплаченная сумма налога, штрафов и процентов
превышает начисленную сумму налога, штрафов и процентов, то налоговые органы:
1) без согласия налогоплательщика зачитывают
превышение в счет погашения налоговых обязательств налогоплательщика по другим
налогам, штрафам и процентам, поступающим в тот же бюджет;
2) с письменного согласия налогоплательщика,
полученного в ответ на соответствующее письменное обращение налоговых органов,
зачитывают остаток, образовавшийся после выполнения действий, указанных в
пункте 1) настоящей части в счет обязательств по предстоящим платежам тех
налогов, которые поступают в тот же бюджет, что и образовавшийся остаток;
3) после выполнения действий, предусмотренных пунктами
1) и 2) настоящей части, если настоящим Кодексом не установлено иное, совместно
с соответствующими финансовыми органами возвращают налогоплательщику превышение
(остаток) в 30-дневный календарный срок с момента подачи налогоплательщиком
письменного заявления в налоговый орган по месту своего регистрационного учета.
2. Если излишняя сумма налога, штрафов и процентов,
уплаченная налогоплательщиком, зачитывается в счет обязательств по другим
налогам в соответствии с пунктом 1) части 1 настоящей статьи, налоговые органы
должны уведомить об этом налогоплательщика в 3-дневный срок с даты проведения
вышеуказанного зачета.
3. Если сумма налога, штрафов и процентов (таможенных
платежей), фактически уплаченная при перемещении (в счет перемещения) товаров и
транспортных средств через таможенную границу Республики Таджикистан, превышает
сумму налога, штрафов и процентов (таможенных платежей), начисленную фактически
при перемещении (в счет перемещения) товаров и транспортных средств через
таможенную границу Республики Таджикистан, то налоговые органы, получив
подтверждение о вышеуказанном превышении от соответствующих таможенных органов при
письменном обращении налогоплательщика производят действия, предусмотренные
частью 1 настоящей статьи, и в 3-дневный срок уведомляют о своих действиях
налогоплательщика и соответствующий таможенный орган.
4. Превышения, рассмотренные в настоящей статье, могут
быть направлены на погашение задолженности по налогам, штрафам и процентам,
подлежащим уплате при перемещении товаров и транспортных средств через
таможенную границу Республики Таджикистан, если превышения и задолженности
имеют отношение к одному и тому же бюджету, по согласованию между
налогоплательщиком и соответствующими налоговыми и таможенными органами.
5. Если превышение уплаченной суммы налога, штрафов и
процентов имеет место по одному бюджету, а налоговые обязательства имеют место
по другому бюджету, зачет или возврат излишне уплаченных сумм налога, штрафов и
процентов осуществляется в порядке, установленном инструкцией об осуществлении
зачета или возврата излишне уплаченных сумм налога, штрафов и процентов,
принимаемой уполномоченным государственным органом по согласованию с
Министерством финансов Республики Таджикистан.
Статья 90. Изменение срока уплаты налога
1. Изменением срока уплаты налогов, штрафов и
процентов (отсрочкой) является перенос установленного настоящим Кодексом срока
уплаты налогов, штрафов и процентов, в том числе авансовых платежей, на более
поздний срок.
2. Отсрочка предоставляется только в отношении
налоговых обязательств, по которым наступили сроки уплаты.
3. Отсрочка может быть предоставлена по одному или
нескольким налогам.
4. Сумма налогов, штрафов и процентов, по которым
предоставлена отсрочка, не рассматривается как недоимка до истечения периода
отсрочки и в отношении нее не применяются меры принудительного взимания
налогов, штрафов и процентов, за исключением начисления процентов.
5. Отсрочка не освобождает налогоплательщика от
ответственности в виде начисления процентов по отсроченным суммам налогов до
окончания периода отсрочки, за исключением случаев, указанных в пунктах 1) и 2)
части 10 настоящей статьи.
6. Отсрочка не освобождает налогоплательщика от
обязанности представлять в налоговые органы в установленные сроки декларации и
иную установленную отчетность в отношении налогов, по которым предоставлена
отсрочка.
7. На период отсрочки прерывается течение сроков
исковой давности, предусмотренных настоящим Кодексом.
8. Погашение отсроченной суммы налоговых обязательств
начинается с месяца, следующего за месяцем, в котором истек период отсрочки.
При этом налогоплательщик, одновременно с погашением отсроченных сумм, обязан
уплачивать в бюджет всю сумму текущих налоговых обязательств.
9. При осуществлении платежей в бюджет суммы,
направляемые на исполнение налоговых обязательств, в первую очередь
засчитываются в счет погашения текущих налоговых обязательств и в оставшейся
части в счет погашения налоговых обязательств, по которым была предоставлена
отсрочка.
10. Отсрочка может быть предоставлена лицу,
заинтересованному в ее получении (заинтересованному лицу), при наличии хотя бы
одного из следующих оснований:
1) причинения этому лицу ущерба в результате
стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств
непреодолимой силы;
2) задержки этому лицу финансирования из бюджета или
оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;
3) проведение этим лицом научно-исследовательских или
опытно-конструкторских работ;
4) осуществление этим лицом внедренческой или
инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование
применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов.
11. Повторное предоставление отсрочки по уплате
налогов, штрафов и процентов, без полного погашения ранее отсроченных сумм
налогов, штрафов и процентов, запрещается, за исключением случая, когда имеют
место основания, предусмотренные в пунктах 1) и 2) части 10 настоящей статьи.
12. Правила, предусмотренные настоящей статьей,
применяются также при предоставлении отсрочки по уплате налогов, штрафов и
процентов в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную
границу Республики Таджикистан, если иное не предусмотрено таможенным
законодательством Республики Таджикистан.
13. Решение об отсрочке по общегосударственным налогам
по представлению Министерства финансов Республики Таджикистан, согласованному с
уполномоченным государственным органом и Министерством
экономического развития и торговли Республики Таджикистан, принимается
Правительством Республики Таджикистан. (Закон №376 от 20.03.08г.)
14. Решение об отсрочке по местным налогам по
представлению соответствующего городского (районного) финансового и налогового
органов принимается Председателем соответствующего города (района).
15. С учетом требований настоящей статьи Положение о
порядке и сроках (продолжительности) отсрочки налоговых обязательств
определяется Правительством Республики Таджикистан.
Статья 91. Порядок погашения налоговых обязательств
Погашение налоговых обязательств производится в
следующем порядке:
1) начисленные суммы налогов;
2) начисленные штрафы;
3) начисленные проценты.
При этом по начисленным суммам налогов, штрафов и
процентов погашение налоговых обязательств осуществляется в следующей
последовательности:
а) сначала погашаются налоговые обязательства текущего
года (если они имеются);
б) оставшаяся сумма направляется на погашение
налоговых обязательств прошлых лет, начиная с более поздней налоговой
задолженности (налоговой задолженности, наиболее близкой к текущему году) до
более ранней налоговой задолженности (налоговой задолженности, наиболее дальней
к текущему году). (Закон
№114 от 26.12.05г.)